Меню
Одесса:
  • ПН-ВС 11:00-18:00
Xарьков:
  • ВТ-ВС: 11:00-17:00
  • ПН: виходной

Месседж одежды

Когда мы одеваемся, мы не только следуем моде или погоде — мы говорим. Я всегда это подозревала, но мне хотелось рассказать вам что-нибудь посущественнее, чем типовой материал «красное выбирают соблазнительницы, сиреневое — те, у кого в жизни начались перемены». Поэтому я побеседовала с психологом. На кушетку меня никто не укладывал, а вот интересных вещей рассказали. Ольга Климовская — харьковский психолог со стажем. Она работала на телефоне экстренной психологической помощи, планировала и проводила тренинги и консультировала самых разных людей, у нее большой жизненный опыт и почти готовая диссертация. Так что пообщаться с ней было интересно.

Вот о чем рассказала Ольга.

- Начнем с того, что одежду мы носим по двум причинам. Первая — нам нужно, чтобы было удобно, не холодно, не жарко, от пыли защищало, поддерживало и выполняло гигиенические функции (если мы о белье) и так далее. Короче говоря, нам важна функциональность. А второе, для чего мы носим одежду - это чтобы сообщать о себе другим людям. Мы ведь общаемся не только с помощью слов, выражения лица или жестов и позы. Одежда тоже сигнализирует. “Я красивая”. Или - умная. Или и то, и то. “Я стильная”. “Я предпочитаю удобство”. “Я при исполнении”. “Я как все”. “Я выделяюсь”. “Я за хлебом вышла”. Список можно продолжать до бесконечности. Если человек пренебрегает одеждой - он пренебрегает то ли одной из этих двух функций, то ли обеими сразу. А это о многом говорит. А если чрезмерно внимателен к одежде - он, опять же, очень озабочен одним из этих двух моментов. Или обоими.

- Хорошо, если я пренебрегаю одеждой, о чем это говорит?

- Начнем с того, что можно пренебрегать удобством, а можно - "коммуникативной" функцией.

- А что из этого выглядит опаснее? Ну, или это разные опасности?

- Опаснее для кого? Бывает, люди говорят, что "красота требует жертв" и ходят в неудобном, зато модном или красивом. Бывает, они и просто пренебрегают удобством, не замечая, что одеты не по погоде, что им давит, натирает, раздражает кожу и так далее.

- Ну, мы же о человеке, не об окружающих. Эти два пренебрежения отличаются по внутренней мотивации, так? Если я пренебрегаю ради красоты - это одно, а если просто потому, что мне все равно - это о другом говорит, да?

- Конечно. Если человек действительно не замечает, что ему неудобно, холодно или жарко - это самый тревожный сигнал. Обычно это происходит тогда, когда мысли заняты другим. Тревогой, заботами, стремлением достичь какой-то цели... Если это происходит в стрессовой, недолго длящейся ситуации - ну, скажем, случился пожар, человек на мороз в чем был выскочил - это естественно и не опасно с психологической точки зрения. Но если человек игнорирует свое самочувствие дольше, чем несколько часов, это действительно может быть опасно. Как правило, человек в такой ситуации не только одежду игнорирует, но и потребности своего тела в целом - забывает есть, спать, не думает о собственной безопасности... Это сигнал о том, что человек слишком долго находится в стрессе. Настолько, что перестал слышать сигналы своего тела. А ведь тело — довольно важная часть нас самих, игнорируя его, сложновато быть в хорошем настроении, находить элементарные силы на то, чтобы делать даже самое необходимое.

- А если человек стабильно терпит неудобства ради красоты?

- Тут вопрос в мере - насколько неудобно. Насколько вы готовы пожертвовать своим самочувствием ради картинки в зеркале и в глазах окружающих. Сама идея, что все, что красиво, непременно неудобно, содержит в себе логический изъян. Это необязательно так. Но есть люди, непременно ищущие жертвенности во имя красоты. И это скорее характеризует этих людей, а не красоту. Они уверены, что чтобы что-то получить, непременно надо пострадать. И, более того, больше верят картинке, чем своим ощущениям. Можно предположить, что эти люди могут пренебрегать собой, своими ощущениями не только в этой ситуации. И, скажем, оставаться в не устраивающих отношениях потому, что это "выглядит" хорошо и вроде нет причин для разрыва. Или оставаться на нелюбимой работе... Безусловно, в жизни иногда приходится чем-то жертвовать. Но иногда стоит открыть глаза, поискать внимательней и увидеть, что возможен вариант, когда и удобно, и красиво. Или, скажем, и работа интересная, и платят неплохо. Что необязательно выигрывая в одном, проигрываешь в другом. Да, вариант "выигрыш-выигрыш" найти всегда сложней, он требует усилий и активности с вашей стороны. А, главное, этот вариант требует веры в себя, что тоже непросто. Часто именно веры и не хватает тем, кто жертвует удобством ради красоты.

- Хорошо, ну а что случилось, если человек не видит или не хочет видеть, как он с эстетической или коммуникативной точки зрения одет?

- Бывает, что не хочет, а бывает, что не видит. Это разные вещи. Во-первых, есть люди, которым в принципе все равно, какое сообщение они отправляют другим людям посредством одежды. Как правило, такие люди то ли по характеру нелюдимы, то ли просто слишком зациклены в данный момент на чем-то другом, чтобы еще и об эстетике думать. Надел, что попалось, и пошел. То ли потому, что вообще предпочел бы не видеть окружающих меня людей, то ли потому, что сам их едва вижу, голова другим занята - то ли проблемами, то ли, наоборот, мечтами... Бывает и наоборот: человек только делает вид, что ему плевать на свою внешность, а на самом деле он прекрасно знает, какую реакцию вызывает, и старается вызвать именно ее. Именно ради этого он и одевается нелепо или некрасиво с точки зрения других людей. Чтобы позлить их, попугать, выразить презрение к ним, чтобы выделиться и почувствовать, что "я не такой, как они".

- Если о человеке говорят, что у него "нет вкуса" - это в том числе разрыв между тем, как он видит себя, и как его видят другие?

- Кстати, вполне возможно, что человек искренне верит, что так лучше, правильнее, красивее. Стоит еще помнить, что есть формальная и неформальная норма. Скажем, учителя запрещают приходить в школу в коротких юбках и с макияжем. Это формальная норма. А неформальная - все девчонки уверены, что именно в короткой юбке и с макияжем "правильно" и "круто". И у давно окончивших школу людей бывают такие "двусмысленные" ситуации, когда часть окружающих уверены, что правильно и уместно в этой ситуации одно, а часть - совсем другое. И, выбирая тот или иной стиль одежды, вы - иногда сознательно, а иногда и неосознанно - как бы сообщаете окружающим, чьи представления для вас более важны, кого вы уважаете, а на чье мнение вам плевать.

Разрыв в восприятии себя изнутри и того, что видят окружающие, есть всегда. И часто никакие заглядывания в зеркала, витрины и прочие отражающие поверхности, никакие видеозаписи не дают того образа, который видят другие. Но мне кажется, что когда говорят об "отсутствии вкуса", дело не в этом. Человеку можно понятно объяснить, что ему, к примеру, не идет эта вещь или даже такой фасон в целом. Главное, чтобы у окружающих хватило смелости об этом сказать и хватило такта сказать об этом не обидно. Но проблема вкуса и его отсутствия не в этом. У людей бывает весьма разное представление об эстетике, об уместности той или иной одежды. И часто один и тот же костюм вызывает массу восторга у одних и массу негативных чувств у других. И здесь представлению о том, что "хорошо", что "плохо", что уместно, а что нет, надо учиться у тех людей, на которых вы хотите произвести позитивное впечатление.

- А вот белье - такая штука, которую мало кто видит. Тем не менее, есть люди, которым важно, как оно выглядит, а есть люди, которым - не очень. тут есть какие-то психологические механизмы?

- Во-первых, мало кто - не значит никто. Как минимум, белье видит владелец белья. Обычно, когда говорят о том, как выглядит белье, имеют ввиду, что его внешний вид важен в эротических ситуациях. Но не стоит забывать, что ваше белье могут видеть люди в ситуации переодевания (не важно, вы переодеваетесь в бассейне, тренажерном зале или перед выступлением в номере самодеятельности), у врача и так далее. 
Во-вторых, мне кажется, что здесь стоит вспомнить классическое деление на визуалов и кинестетиков. Есть люди, которым важно, как выглядит. Есть те, кому важно, как на ощупь. На самом деле чистых "визуалов", которым важнее картинка, и "кинестетиков", которым важнее ощущение, не бывает. Но тем не менее люди различаются по тому, насколько сильно на них воздействует та или иная сигнальная система, да и по тому, насколько легко они запоминают зрительную информацию. Кого-то может весь день радовать мысль, что его белье красиво выглядит. А кто-то с трудом вспомнит, какой именно комплект был надет сегодня, - может, потому, что зрительная информация не так сильно эмоционально воздействует, а, может, просто потому, что не так легко запоминаются картинки. Кстати, хочется подчеркнуть, что другие люди, которым вы планируете демонстрировать свое белье, так же могут по-разному относиться к зрительной информации и кинестетической - той, что мы получаем на ощупь. Вполне возможно, что цвет и дизайн лифчика волнует только вас, а вашего партнера - то, насколько легко он расстегивается. Хотя бывает и наоборот- что внешний вид вашего белья куда больше интересует его, чем вас.

- То есть, в общем, человеку все равно приходится ориентироваться на себя самого, так? потому что на всех не угодишь...

- Я бы сказала, что человеку приходится выбирать, на кого ориентироваться. На всех не угодишь, да, но можно игнорировать всех, кроме себя, а можно учитывать мнение той или иной группы людей. Или даже нескольких групп. Хорошо бы себя при этом не забыть все-таки.

Заглавное фото - Светланы Харечко, фото Ольги - со странички Ольги в Facebook


Написать отзыв

Внимание: HTML не поддерживается! Используйте обычный текст.
    Плохо           Хорошо